Программирование на Python и Objective-C в Mac OS

Программирование на Python и Objective-C под Mac OS и для iPhone / iPod Touch

Как понять кем ты хочешь быть: Тест на профориентацию: Кем работать?

Содержание

Как Понять Кем Ты Хочешь Работать? (Виктор Осипенко)🛎️

Много ли вы знаете людей, которые работают по выбранной в юности специальности? Действительно ли профессия, которую они изучали 5-6 лет в университете, стала делом их жизни? Приносит ли эта работа удовлетворение и чувство самореализованности?

Я профессиональный карьерный психолог и с такими вопросами сталкиваюсь постоянно. За свою многолетнюю практику я помог многим людям обрести себя. Из этого опыта я сделал ценный и важный вывод: люди теряют путь к себе из-за тотальной неосознанности.

Мы учимся в школе, по инерции поступаем в университет, но так и не понимаем, кем стать в будущем. Мы двигаемся по накатанной, следуем советам родителей и никогда не задаем себе вопросов, не общаемся с собой! В итоге получаем ситуацию, как в старом анекдоте — упал, очнулся, гипс. Вроде и поступил, и даже закончил, а куда пойти работать все так же не понятно.

Узнали себя? Хочу вас успокоить — такие метания и вопросы возникают практически у каждого человека. Есть два пути разрешения ситуации: действовать или продолжать мечтать, оставаясь там, где вы есть.

Что делать, если не можешь определиться с профессией?

Как карьерный психолог и профессиональный наставник, я выступаю за действие. Сидя на диване и страдая о том, чего не можешь обрести, далеко не уедешь. Начните с малого — пройдите тест на профориентацию, который находится на моем сайте. Это абсолютно бесплатно, не занимает много времени и помогает взглянуть на себя с другой стороны. Вы откроете в себе новые грани и лучше поймете свой внутренний мир. Это начало большого и прекрасного пути к себе.

Найти профессию по душе — задача сложная, но точно выполнимая. Для того, чтобы определиться какая работа вам подходит, нужно сначала понять себя. Это можно сделать, задавая себе вопросы:

  • Доволен ли я своей жизнью?
  • Когда я просыпаюсь утром, чувствую ли я стимул подняться и войти в новый день?
  • Чувствую ли я себя востребованным?
  • Что я хочу изменить в своей жизни? (Выпишите все пункты и подробно опишите каждый).
  • Что приносит мне радость?
  • Что я хочу оставить после себя?

Ответы на эти вопросы требуют времени и душевных сил. Попробуйте осмыслить и подробно описать каждый из них. Выписывайте все вопросы, которые у вас возникли в процессе и ищите ответы внутри себя.
Чтобы решить эту проблему, желательно поставить этот процесс на поток. Например, вы планируете каждое Воскресенье уделить этой задаче 30 минут. Если у вас получится подвести итоги о выполненном задании – это вообще чудесно!

Что делать, если не знаешь, куда поступать?

Одно скажу точно, если вы задаете себе этот вопрос, а не слепо следуете советам родителей, это уже хорошо. Для меня, как для психолога, это свидетельствует об осознанности.

Период перед поступлением — идеальное время, чтобы задуматься о своем предназначении. У меня для этого есть одно действенное упражнение.

Представьте, что вы уже достигли успеха и у вас все есть — дом, возможность постоянно путешествовать, финансовая подушка, постоянный пассивный доход, жена, дети. И уже нет необходимости работать. Вы лежите на шезлонге и никуда не спешите. А теперь задайте себе такие вопросы:

  1. Что может заставить меня подняться?
  2. Чем я хочу продолжать заниматься, даже если у меня будет все?
  3. Что приносит мне настоящую радость?
  4. Как я могу превратить это в свою работу?
  5. Какая специальность поможет мне в этом?

Чем раньше вы их себе зададите, тем скорее найдете ответы и приблизитесь к жизни, о которой мечтаете.

Как найти работу, если ничего не умеешь?

На первый взгляд кажется, что это самая сложная ситуация. Когда работа нужна, а навыков целый ноль. Но на самом деле, все наоборот. Когда мы уже имеем определенный опыт работы, умения и навыки, то они могут сбивать нас с толку, заставлять идти по пути наименьшего сопротивления.

Например, вы закончили университет, в который вас по блату запихнули родители. Факультет ресторанно-отельного бизнеса. После учебы родители устроили вас, к примеру, портье. Вы работали год-два и естественно за это время начали разбираться, как все устроено в этой сфере. Но поняли, что это не ваше. Вы не любите свою работу, она стала для вас испытанием. И увольняетесь.

Казалось бы — вот она свобода! Но вместе с ней приходит понимание, что кроме работы в отельном бизнесе, вы ничего не умеете. Поиск работы подтверждает это и тогда в голову начинают закрадываться мысли:

  • А может это я просто в плохом отеле работал?
  • А может это просто босс был плохой?
  • А может это потому что коллектив странный?
  • А может в другом отеле будет лучше?

Как вы сами догадались, после этого все возвращается на круги своя.

Ко мне за профессиональной помощью карьерного психолога часто обращаются молодые люди, которые только начинают задумываться о карьере. Они хотят подойти к вопросам: как определиться с профессией и как выбрать работу осознанно. За это я очень благодарен их родителям.

У них нет ни опыта, ни навыков и это значительно облегчает поиск того самого предназначения. Сознание этих юношей и девушек открыто всему новому. Они готовы познавать себя и учиться тому, что им по-настоящему интересно!

Поэтому если вы ничего не умеете и не имеете опыта работы — это абсолютно нормально! Уверен, в подобной ситуации мой бесплатный онлайн-тест в сочетании с консультациями по профориентации еще больше откроют вам самого себя и укажут правильный путь.

Как найти себя в профессии?

Предлагаю с профессиональной точки зрения рассмотреть еще одну ситуацию. Вы мечтали стать журналистом, получили высшее образование и приступили к работе. Лишь одна проблема не дает вам покоя. Журналистика, как и любая профессия, имеет множество ответвлений. И вот вы мечетесь между ними и никак не можете понять на чем остановиться и начать развитие. Вы не знаете как найти себя в работе.

Спешу вас обрадовать. Вы — везунчик! Перед вами больше не стоит вопрос — кем можно работать. Вы нашли дело, которое вам нравится! И даже если возникли трудности с поиском своего места в профессии мечты — вы обязательно справитесь.

В этом случае найти верную дорогу вам поможет консультация с карьерным психологом. На консультации мы:

  1. Проработаем ваши страхи и негативные установки.
  2. Снимем блоки, которые мешают вам двигаться вперед.
  3. Определим ваши сильные профессиональные стороны.
  4. Зададим верный вектор движения, который приведет вас к успешной карьере.

Если вы не знаете кем работать — не стоит отчаиваться и заниматься самобичеванием. Сомнения и страхи присущи каждому человеку. Важно научиться бороться с ними и идти вперед. Я с радостью помогу вам в этом, ведь для этого и существуют карьерные психологи!

Что делать дальше?

📅 Выбрать время консультации

И подпишитесь на рассылку, чтобы получать уникальные авторские материалы по развитию таланта и профориентации:

Подписаться на рассылку

Как понять, кем стать: 4 истории о поиске профессии

Стоит нам только научиться говорить, как окружающие начинают спрашивать: «А кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» И если поначалу ответ на этот вопрос даётся легко, то с годами определиться становится труднее. Мы пообщались с сотрудницами Тинькофф о том, как они достигли своих целей в карьере: кто-то из них стремительно стал руководителем, а кому-то пришлось полностью сменить профессию ради мечты.

Дарья Сербина

Руководитель управления кредитных карт

В самом супердетстве я хотела стать поедателем конфет. А в чуть более осознанном возрасте не то чтобы мечтала, но посматривала в сторону бизнеса. Мой папа — предприниматель. Я на него смотрела, и мне очень нравилась мысль работать на себя, отвечать за свои действия. И во многом сама концепция, что у меня есть ответственность и я сама принимаю решения, более-менее сбылась.

В школе я вообще не думала о том, куда пойти учиться. Мне очень нравилась математика, и с пятого класса я начала участвовать в олимпиадах. Летом все во дворе гоняют, а я — в летних школах. 

Выбор университета

Какого-то момента выбора вуза у меня, по сути, не было. После школы я поступила на мехмат МГУ, это было логическое продолжение. Я занималась математикой, была на высоких уровнях, много чего достигла, поэтому пошла изучать эту сферу дальше. Вопрос выбора профессии встал уже позже. 

Когда я поступила в универ, то поняла, что математика как наука и олимпиадная — это разные вещи. Мне нравилась именно олимпиадная, когда ты у себя в голове выстраиваешь конструкции, связываешь одни факты с другими, находишь аналогии. И в какой-то момент доходишь до решения, и у тебя что-то «щёлкает». Такой «момент-вау». А в университете подход к математике был научный. В какой-то момент я поняла, что куда-то ухожу не туда, что наука — это не для меня. 

Я пошла работать с первого курса: преподавала олимпиадную математику, готовила школьников. Но понимала, что это не то самое призвание, которым хочется заниматься дальше. Поэтому наблюдала, куда примерно идут люди с моего факультета, ходила на дни карьеры. И собрала для себя круг компаний: инвестбанки, консалтинги, обычные банки, it-компании. А дальше уже искала, что хочу делать внутри отобранного комплекса профессий: участвовала в чемпионатах, пошла учиться программированию. 

Поиск работы

Потом я начала смотреть вакансии, отобрала шорт-лист, в нём был Тинькофф. Я вообще не знала, что делают в банке. Просто пришла на собеседование. Меня приятно удивило, что первым делом предложили решить логические задачки. Такого же характера, как на олимпиадах. Для меня это был приятный звоночек. После было ещё три собеседования. Я общалась с разными руководителями, они давали бизнес-кейсы, задавали вопросы, рассказывали о своём отделе. 

Я всё равно не понимала, что нужно будет делать, но мне очень понравились люди, которые работали в компании. Они держали идеальный баланс между логическим мышлением и неоторванностью от жизни. И мне просто захотелось работать с ними. 

Так я стала работать аналитиком в Тинькофф. Это стандартная стартовая позиция. Вначале у меня были простые задачи, постепенно сфера ответственности росла. Мне поручали продукт. И нужно было самой придумать, как его улучшить. Я начинала работать с одним продуктом, развивалась и переходила в другой, на уровень выше.

Где бы я ни работала, старалась делать максимум. Руководители замечали это и поручали новые, ещё более ответственные задачи. Так я постепенно стала руководителем управления кредитных карт. Мне нужно грамотно управлять командой и постоянно думать над улучшением продукта, с которым мы работаем. 

Мне безумно нравится высокий уровень самостоятельности. Я сама решаю, какими способами идти к целям, которые у нас стоят. В то же время это самое сложное в моей работе. Чем больше уровень ответственности, тем больше цена ошибки. В отличие от олимпиадных задачек, здесь нет одного верного ответа. Приходится идти на ощупь. Смотреть, что работает, а что нет. 

Поиск призвания

Очень важно общаться с людьми из разных сфер, изучать профессию изнутри, насколько возможно. Это поможет расширить кругозор и получить опыт. 

Екатерина Гревцева 

Дизайнер «Тинькофф Инвестиций»

Я с детства хотела стать мультипликатором. Однажды я увидела диснеевские сказки — они же очень красиво нарисованы, там такая плавная мимика. И мне хотелось самой к этому как-то прикасаться. Я рисовала в блокноте простенькие картинки, а потом их быстро листала — и получался мультик. 

Родители отдали выбор профессии на моё усмотрение. А мне, возможно, как раз таки и не хватило некоего наставления. Я не пошла развивать свой интерес к рисованию, не понимала, как это может стать профессией. Тогда ещё не было ни онлайн-курсов, ни даже программ, с которыми работают дизайнеры сегодня.

Выбор университета

Я пошла совсем в другую сферу — на рекрутера. К нам в школу приходили студенты, рассказывали, чему учатся и где. Один из них сказал, что учится совсем недалеко от нашей школы — в Московском авиационном институте. И что там есть кафедра социологии и психологии. Одноклассник предложил сходить, я согласилась и потом подумала: «Почему бы и нет?». Поступила я довольно легко. 

Мне нравилось учиться, привлекали социология и психология. И, как ни странно, мне нравилась математика. Но, опять же, когда я училась в вузе, я не понимала, как это отразится на моей жизни и кем в итоге я буду работать.

Поиск работы

После университета я устроилась помощником рекрутера. И буквально в первый месяц поняла, что это вообще не моё. Это был довольно неожиданный поворот. Я училась на эту профессию, но как только пощупала, поняла, что не смогу в ней никак обосноваться. Мне было трудно делать вывод по кандидатам, сложно задавать вопросы, мне было просто не интересно, хотя само место было прекрасное. 

Потом я попробовала себя в продажах и тоже поняла, что это не моё. А потом устроилась в отдел веб-разработки. Мне нужно было работать с информацией, структурировать её. И там работала чудесная девушка, я до сих пор считаю её своим наставником. Она показала мне, как делать баннеры, чтобы мне не приходилось ждать, пока их сделает она. И вот тут начался мой путь в профессию дизайна. 

Постепенно училась у наставницы, читала руководства по специальным программам, ходила в художественную школу. И подумала: «Боже, я так долго этого ждала, зачем же я так надолго забросила рисование и мечту!». Так я постепенно стала учиться веб-дизайну. 

Через несколько лет моя наставница уже работала в Тинькофф и позвала меня туда. Я в тот момент была в декретном отпуске. Это было сложное решение, потому что есть маленький ребёнок, плюс я уже давно была в предыдущей компании и забыла, как это — работать в других. Но я всё-таки решилась, пошла на собеседование. Так сильно нервничала, что плохо помню, что там было. Помню, что делала в ночи тестовое задание, и потом мне пришло предложение о работе. Я даже не поверила сначала, что всё это происходит со мной. 

Я пришла на должность помощника веб-дизайнера. Темп работы на прошлой работе был размеренным, а здесь я закрывала по четыре-пять задач в день. И казалось, что за две недели сделала больше, чем на предыдущей работе за год. Было сложно. Я очень боялась не успеть что-то сделать, кого-то подвести. Но через полгода более-менее освоилась.

Когда стали развивать мобильные приложения, я ушла туда. Там больше инженерного проектирования, чем рисования. Есть мнение, что дизайнер – это тот, кто делает только красиво. Но на самом деле он решает задачи пользователя и бизнеса. В мобильной разработке он скорее инженер, чем художник. И это большой простор для творчества. 

Как и у всех, у меня есть сложные задачи. Но решать их интересно. Для меня сложность работы в другом — справиться с недовольством собой, когда что-то не получается. Тогда я беру перерыв и объясняю себе, что поиск решения — тоже моя работа. 

Поиск призвания

Нет ничего страшного, чтобы попробовать и бросить, если не понравится. Когда ищешь, точно где-то ошибёшься. 

Анна Казакова 

Руководитель управления анализа кредитных рисков 

У меня не было мечты стать актрисой или певицей. Много всего пробовала, родители отдавали на рисование и танцы. Но было неинтересно. В пятом классе я впервые участвовала в олимпиаде по математике, после этого пошла на кружок. Я часто играла с папой в шахматы и нарды, решала с ним логические задачки. Проснулся интерес к точным наукам, поэтому подростком я иногда думала о карьере в финансовой сфере. 

Хотя папа в какой-то момент настаивал, чтобы я пошла в музыкальную школу, потому что вся его семья играла на различных инструментах, и все одноклассники на чём-то играли. А я не хотела и занялась математикой. Папа сам был учителем математики, но считал, что это не самое интересное занятие для девочки. Но родители оставили свободу выбора за мной. 

Выбор университета

После школы я пошла учиться в МГУ на мехмат. Я довольна своей учёбой, это хорошее классическое образование. Можно много рассуждать о применимости знаний фундаментальной науки в будущей профессии. Но чтобы хорошо понимать сложные предметы, нужна твёрдая почва знаний под ногами. Хотя без опыта тоже никуда, только на практике учишься и понимаешь, как работает бизнес.

Лучше при первой же возможности пробовать применять знания, и тогда получается комбинация из аналитического ума и умения решать сложные задачи бизнеса. Получить опыт можно только за пределами вуза.

О том, кем действительно пойти работать, задумалась только на первых курсах. Я ходила на ярмарки вакансий, общалась с ребятами на старших курсах и узнавала, что они делают на практике.

Поиск работы

Начала работать на четвёртом курсе. Сочетала частичную занятость с учёбой. Успела поработать в продажах, репетиторством со школьниками занималась. Работала в крупной компании, которая относится к госсектору. Но поняла, что всё это не моё. Было сложно совмещать работу и дипломную работу, но это было правильным решением. К моменту выпуска я работала в Тинькофф и чувствовала себя уже уверенно и профессионально, и финансово. 

Я работаю в компании уже восемь лет. Попала в Тинькофф благодаря встрече Олега Тинькова и Георгия Чесакова (CEO Тинькофф Мобайл) со студентами на мехмате МГУ. Я тогда училась на третьем курсе. Олег рассказывал про банк, какие задачи решают аналитики, какие люди нужны. Все были воодушевлены его выступлением. И у меня закралась мысль: а почему бы не Тинькофф. 

Я пришла аналитиком рисков, на стартовую позицию. Тогда это был совсем небольшой отдел из пяти человек. Училась всему с нуля. Первой большой задачей было построение модели, которая для каждого клиента в кредитном портфеле прогнозирует платёжеспособность. Постепенно начала запускать новые проекты. Стала руководителем отдела — занималась построением моделей доходности для всех бизнес-линий. Сейчас я руководитель управления, где работают больше 30 аналитиков. Как менеджеру, мне важно грамотно организовать работу команды. 

Все наши выводы основываются на статистике и прогнозах моделей. Мы проводим много дискуссий. В этих спорах наша сила, при столкновении взглядов рождаются самые крутые идеи. Порой бывает трудно не поддаваться эмоциям, когда моя точка зрения отличается от мнения других. Я импульсивный человек, иногда сложно оставаться дипломатичной, но я работаю над этим. 

Меня мотивирует, что я вижу результат своих усилий. Решения каждого влияют на большой механизм. Я чувствую себя частью этого механизма и даже участвую в его управлении. Доверие, которое мне оказывают, вдохновляет быть аккуратным. А ещё даёт возможность расти и показывать себя.

Поиск призвания

Поиск профессии — это как дегустация. Когда ты приходишь на дегустацию сыров, может, даже не знаешь, что хочешь. Тебе выкладывают десять разных сортов, и среди них наверняка найдётся тот, который понравится.

Наталия Бобровская

Аналитик в соцсети для трейдеров «Пульс»

У нас дома было очень много книг. И каждый раз мысли о профессии зависели от персонажей книги, которую я читала. Например, адвокат Перри Мейсон, который распутывал сложнейшие дела, или врач как герой «Одиссеи капитана Блада». Я следовала за персонажами, чьи поступки вызывали у меня уважение. 

Мне нравилась профессия родителей — они преподавали в университете. Но пойти по их стопам не захотелось: я видела, как они устают на работе и как иногда бывает сложно. Родители не настаивали на выборе конкретной профессии. Но мама помогла мне задать вектор. В детстве она показала мне, как рисовать мультики на компьютере. С этого началось моё увлечение программированием. Сначала мультики, потом пошли простенькие интерактивные программы.

Выбор университета

Я точно не знала, на кого хочу пойти учиться после школы. Даже завела сравнительную таблицу, куда вписывала вступительные баллы, факультеты и отзывы студентов. У меня были хорошие результаты, олимпиады по математике и физике, которые давали дополнительные баллы для поступления. Так что выбор был широкий.

Я выбрала МФТИ. Несмотря на все таблицы, с выбором помогла мама. Она там училась и знала, что это хороший вуз. Мой учитель информатики в школе тоже знал о МФТИ и пугал меня, что там сложно учиться. Но это было скорее как красная тряпка для быка: «Вы говорите, что сложно. Вот посмотрим, как я к вам через четыре года в гости приду!».

Но даже определившись с вузом, я не знала, какое выбрать направление. Мне одинаково нравились физика и информатика. Так и не смогла выбрать что-то одно и пошла в итоге на факультет, где изучались обе науки.

Учитель по информатике оказался прав. Такие вузы, как МФТИ, здорово понижают уверенность в себе. В школе ты был отличником с медалью, а приходишь в вуз — и там ты такой, как все. 

Я заново училась учиться, как и мои одногруппники. До сих пор вспоминаю, как мы собирались перед экзаменами и помогали друг другу с подготовкой. Кто-то понимал одну тему, кто-то другую. Так вместе разбирали материал. Было здорово осознавать, что рядом всегда есть люди, которые помогут. 

К четвёртому курсу я поняла, что мне больше нравится делать что-то руками, а физика — это всё-таки в первую очередь теория. На четвёртом курсе мы с одногруппницей пошли на курсы по веб-программированию от Тинькофф. Тогда я поняла, что мои пути с физикой расходятся. 

Поиск работы

Мне понравилось на курсах Тинькофф, и репутация у компании на нашем факультете сложилась, поэтому я пошла туда. Собеседование было в упрощённом варианте — было понятно, что я прошла курс, значит, уже обладаю навыками, которые нужны в компании.

Я устроилась фронтенд-разработчиком. Проработала на этой должности около года, пока доучивалась на бакалавриате. А потом поступила в магистратуру, связанную с машинным обучением, и решила попроситься в отдел, который занимается работой с искусственным интеллектом. Меня взяли в команду, и так я полностью поменяла вектор своей работы. 

Складывалось так, что когда я понимала, что хочу научиться чему-то новому, рядом всегда оказывались коллеги, у которых были подходящие задачи. Например, когда я рассказала руководителю про свои успехи в машинном обучении, он упомянул, что для бота в инвестиционном проекте нужен продуктовый аналитик. Мне захотелось попробовать. И спустя год я перешла работать аналитиком в «Пульс» — социальную сеть для инвесторов.

В работе мне важно, чтобы мне нравилось то, чем я занимаюсь. И ещё чувствовать причастность других. Команда «Пульса» безумно вовлечена, все горят и хотят сделать ещё лучше. Это вдохновляет. Хотя, конечно, не без трудностей. Меня расстраивает рутина в некоторых задачах. Но я понимаю, что она есть везде, от неё никуда не деться. 

Поиск призвания

Если у вас не оказалось одного призвания на всю жизнь — это нормально. Не ломайте себя, а переключайтесь на то новое, что стало интересно. 

Кем ты хочешь стать? Играем в профессии

Вопрос «кем я хочу быть» становится актуальным для ребёнка уже в 2-3 года. Дети не живут в информационном вакууме — им хочется подражать родителям, героям мультфильмов и книг, кумирам и даже абсолютно случайным людям. Может быть, Ваш малыш хочет быть ветеринаром? Адвокатом? Художником или принцессой? Программистом или доктором? Мы предлагаем Вашему вниманию несколько игр в профессии, которые — кто знает! — могут помочь ребёнку определиться с тем, кем он хочет стать, когда вырастет.

Художник-иллюстратор

Кто такой иллюстратор? Это человек, который рисует к текстам картинки — иллюстрации. Встретить их можно повсюду: и в книжках, и в газетах, и в интернете, и даже на поздравительных открытках. Профессия иллюстратора творческая и интересная, а при должном труде и самоотдаче она способна приносить неплохой доход.

Вам понадобятся:

  • сказка или рассказ;
  • альбом для рисования или чистые листы бумаги;
  • карандаши или фломастеры;
  • шариковая ручка;
  • степлер.

Освободите место для творчества. Скажите малышу, что сейчас Вы займётесь иллюстрацией сказки: Вы будете читать текст, а ребёнок — рисовать сюжетные картинки. Не читайте всё сразу, останавливайтесь, чтобы малыш успел уловить события и проиллюстрировать их. Закончив, подпишите каждую картинку и скрепите их при помощи степлера в маленькую «книжечку».

Дизайнер интерьеров

Ещё одна творческая и прибыльная профессия — дизайнер внутренних помещений, который способен превратить в уютный уголок самую заурядную комнату. Неважно, за что он берётся, будь это жилое помещение, торговый центр, офис, школа или детский сад, — всё, что выходит из-под его «пера», обладает индивидуальностью.

Вам понадобятся:

  • большой лист бумаги;
  • карандаши или фломастеры;
  • листы бумаги потоньше и поменьше.

Сначала вместе с ребёнком начертите на большом листе бумаги детскую, не забыв указать двери и окна, затем из маленьких листов вырежьте все предметы мебели, которые находятся в помещении. Позвольте малышу сделать «перестановку» в комнате, двигая вырезанную мебель по большому листу. Это не только развивает творческий ум, но и поможет Вам узнать, вдруг ребёнку что-то мешает, кажется неуместным или неправильным. Вместе пофантазируйте на тему того, как можно было бы улучшить интерьер детской.

Инженер-конструктор

Профессия инженера важная и ответственная: он создаёт новые приспособления, которые упрощают и меняют к лучшему жизнь человека. Каждый проект инженера подвергается многоступенчатым испытаниям и проверкам, в рамках которых выявляются все его слабые места.

Вам понадобятся:

  • втулка от рулона туалетной бумаги;
  • цветная бумага и клей;
  • фломастеры, маркеры, карандаши.

Скажите ребёнку, что теперь он — инженер-конструктор, которому дали задание изобрести прибор, усиливающий звук. Совместно придите к выводу, что усилить звук поможет мегафон, и приступите к его конструированию. Собрав мегафон, предложите малышу побыть ещё и дизайнером — украсить поделку на его вкус, а затем протестировать, хорошо ли она работает.

При помощи второй втулки и плотной шерстяной нитки можно даже создать импровизированную рацию.

Врач-массажист

Массажист — это не только человек, который может размять спину, но и настоящий врач, избавляющий от боли в мышцах и костях. Профессия эта весьма полезна и востребована, особенно в наше время, когда люди проводят большую часть жизни за компьютером.

Вам понадобится:

  • массажный коврик, плед или полотенце.

Расстелите полотенце и предложите ребёнку лечь на него лицом вниз, объявив, что теперь он находится на приёме у массажиста. Аккуратно и мягко разомните ему спину, сыграйте в «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», а потом предложите поменяться местами: теперь в роли массажиста будет выступать Ваше чадо.

Современный мир даёт маленькому человечку огромное количество возможностей. Ребёнок может заниматься чем угодно, получать профессию в любой сфере — и даже не одну. Не давите на малыша, не заставляйте его становиться тем, кем Вам хотелось бы его видеть: человек, занятый на скучной и утомительной для него работе, подвержен депрессиям и нервным расстройствам. Пусть малыш выберет свою специальность сам, а Ваша задача — поддержать его начинание.

 

Понравилась статья? Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими

Оракул, скажи, кем я быть хочу / Хабр

Здравствуйте, читатели. Я хочу вам представить небольшое исследование, которые провели мы с моим другом полтора года назад, но в виду некоторых обстоятельств оформление затянулось до сего момента. Вопрос, который мы хотели рассмотреть, это можно ли построить такой классификатор, который помог бы молодым людям с выбором профессии.

TL;DR Провели опрос трех психологических тестов: Большая пятерка, эмоциональный интеллект, тест на профессию. Задали вопрос кем работают, нравится ли работа. Провели небольшой EDA. На базе тестов построили несколько классификаторов и лучший сравнили с тестом на профессию, ответы которого учитывались с нюансом. Датасет выложили в открытом доступе.

Началась эта история с размышлений о том, что грустно нынче от того, что много людей не знают, чему бы они хотели посвятить свою жизнь. Мне крупно повезло, поскольку для меня особо остро эта проблема никогда не стояла, она как-то сама разрешалась, но среди меня очень много людей, от которых я слышал о том, что они не понимают, чем заниматься, чтобы реализовать себя. Как мне видится, такие люди попадают в ловушку: поступают в университет, по принципу “куда возьмут”, если еще поступят, конечно. Отсиживают там пять лет, сдавая экзамены кое-как, со всякими сомнительными убеждениями, типа что им знания и специальность должны в рот затолкать, и под конец хорошо если диплом сами напишут. На выходе имеем человека, который в лучшем случае, безразличен к своей специальности, который ничего в ней не понимает. А где же здесь тут ловушка? Перечислю несколько, которые я сам наблюдал:

  • в 18 лет вполне возможно не знать, чем ты хочешь заниматься, особенно, когда у самого ветер в голове, да и часто подсказать-то вокруг некому. Зато все знают, что без образования — никуда, а парням еще и в армию.
  • человека, поступившего в универ, затягивает студенческая жизнь, одной гранью из которой является отсрочка от полноценной самостоятельной жизни, давая время на тусовки, пьянки и игры. Человек, выбрав для себя такую грань только к последним курсам очнется и поймет, что вообще-то скоро работать надо.
  • даже если человек осознал, что ему не нравится специальность, ему сложно что-то сделать. Во-первых, куда девать курсы, которые он уже прошел, особенно, если хочешь пойти из программистов в дизайнеры, условно. Во-вторых, что скажут родители. В-третьих, специально для парней, сгорит отсрочка. А ведь еще после пар наступает пункт два. И в-четвертых, а если ошибешься с вновь выбранной специальностью?

Я убежден, что каждому человеку можно помочь найти то, что ему будет по душе и избавить его от этого мучительного вопроса, на который ошибочный ответ может стоить весьма дорого. Как это не банально, нужно просто найти такую деятельность, которая соответствует способностям человека. Если человеку дается какая-то деятельность, он в разумное время получает результат, а значит удовольствие. Со временем, он будет тратить больше времени на эту деятельность, становясь профессионалом, соответственно, быстро и качественно выполнять задачи общества. Получается, в интересах самого же общества заботиться о том, чтобы люди находили «свою» деятельность.

И вот однажды, рассуждая обо всем этом, мне пришла идея: давайте мы спросим людей, которые имеют работу, нравится ли им эта работа, кем они работают и попробуем составить их психологический портрет, а работы мы поделим на разные классы по каким-нибудь признакам.

Дальше, с помощью магии машинного обучения попробуем сделать классификатор, который будет предсказывать по психологическому портрету наиболее вероятную область.

Спойлер

Вообще, сначала я хотел классификатор именно профессий, но, начав опрос, быстро понял, что пока это нереально.

Для того, чтобы реализовать мою идею, нужны были данные. Довольно быстро мы с другом придумали создать опрос в Google.Формах, но вот где его размещать — большой вопрос. Нам нужны были места, аудитория которых — рабочие люди. И это вело к некоторым проблемам:

  • в рабочее время, люди работают, а не отвечают на опросники;
  • в нерабочее время, люди либо идут на работу, либо, уже уставшие, приходят домой и им снова не до опросников;
  • вряд ли много ресурсов с большой аудиторией согласятся на бесплатное размещение опросника от каких-то там студентов.

Кроме этого, у нас получился довольно большой опросник. Встречались люди, которые так и писали, мол, слишком длинно, не буду проходить. Был еще вариант использования специальных площадок для опросов, но почему-то к ним доверия у меня нет, да и денег особо не было.

В итоге, мы остановились на нескольких ресурсах: группы в ВК, в которых предположительно состоят рабочие люди, как пример, банковские группы, российская имиджборда Двач, Woman.ru и др. В итоге, на всех ресурсах, кроме Двача, мы были либо забанены, либо просто не получили разрешения. Поэтому, пришлось работать с тем, что есть.

За неделю нам удалось собрать 263 ответа. Удивительно, но количество шутников было минимум. Они легко определялись по ответу в графе о поле — мы оставили возможность указать свое мнение. Еще некоторые считали долгом отписаться в треде о том, что намеренно «все испортили», поэтому мы определяли таких по времени прохождения теста и времени их поста в треде. Некоторые, кстати, шуткой только в этой графе о поле и ограничились, давая вполне нормальные ответы дальше. Под конец недели, наши треды начали банить, но нам повезло — видимо это была смена особо злого модератора, все обошлось одним днем.

В начале опроса спрашивали возраст, нравится профессия или нет, с уточнением, что не по зарплате, соц. пакету, печенькам, а сама она, сама профессия, как вид деятельности, и период времени в годах, сколько человек на ней работает. К сожалению, мы не могли дать гарантии, что нас правильно поймут, читая вопрос о том, что нравится профессия или нет и в итоге, казусы случались. Я прошу читателей тоже остановиться и понять, что мы имели в виду. Далее, для того, чтобы составить психологический портрет, было предложено пройти три теста: тест большой пятерки, тест на эмоциональный интеллект и тест на профессию. В заключение, мы спрашивали вопрос “Если вам не нравится Ваша профессия, то кем бы Вы хотели работать?” с вариантами “Мне нравится моя профессия”, полем, чтобы ответить, какую именно профессию, а также интересный ответ “Я хотел бы вообще не работать”. Последним вопросом был “Кем вы еще работали от года и больше?” с полем для ответа и вариантом “У меня не было других работ”. Весь опросник содержит 111 вопросов.

По началу, мы хотели еще дать тест на IQ, но поняли, что тест тогда не пройдет никто, в силу описания категории рабочих людей. Плюс сам тест на IQ будет давать очень большие погрешности: результаты зависят от состояния головы — стрессы и усталость могут сильно на них повлиять.

Теперь расскажу немного о каждом тесте.

Тест Большой пятерки

Психологи очень долго не могут прийти к согласию о понятии личности. Существуют разные подходы и теории об ее изучении, базирующиеся на этих различных понятиях. Одна из идей состоит в том, что человеческая личность — это композит нескольких составляющих, называемых факторами. На протяжении долгого времени ученые выделяли разные факторы и создавали разные тесты для их измерения. Например, одним из таких тестов является MMPI, который был разработан в 30х годах прошлого века. Однако на сегодня, как мне показалось при исследовании темы, одним из правдоподобных и перспективных тестов является тест Большой пятерки, который, в прочем, тоже был разработан довольно давно – в 60х годах.

Итак, этот тест призван характеризовать личность человека. В данной модели предполагается, что личность человека можно разделить на пять низко коррелированных факторов. Перевода на вики я не нашел, поэтому, если кто знает, как будет правильно, напишите, пожалуйста.

  • Экстраверсия (Extroversion)- черта характера, показывающая, где ищется источник энергии — внутри индивидуума или в сообществе.
  • Доброжелательность (Agreeableness)- показатель того, насколько человек готов изменить свое поведение, чтобы угодить другим.
  • Добросовестность, сознательность (Conscientiousness) — способность быть честным в выполнении деятельности.
  • Невротизм (Neuroticism) — показатель эмоциональности.
  • Открытость опыту (Openness to Expirience) — показатель того, насколько человек открыт новому опыту, а также предрасположенности к интеллектуальным занятиям.

Мы использовали один из найденных в Интернете вариант на 50 вопросов по 10 на каждый фактор. Он был на английском, и мы его перевели на русский язык, что, вообще говоря, не совсем корректно, поскольку утверждения составляются с учётом психолингвистической особенностью языка.

Тест на эмоциональный интеллект или EQ-тест

Эмоциональный интеллект отражает (насколько это возможно) способность человека распознавать эмоции у себя и других, способность к самоконтролю, а также, понимать мотивацию и намерения других, что существенно влияет на его возможность строить эффективные коммуникации с другими людьми. Это понятие появилось вследствие того факта, что, в общем, интеллект — это не только уровень IQ. Есть книжка Дэниела Гоулмана Emotional Intelligence, в которой он описывает историю развития теории, описал современное состояние теории и предложил свою модель. Она также состоит из пяти осей

  • Самопознание (Self-Awareness) — способность понимать свои эмоции и свою мотивацию при принятии решений, определять свои слабые и сильные стороны, а также свои цели и жизненные ценности.
  • Саморегуляция (Self-Management) — способность контролировать свои эмоции.
  • Мотивация (Motivation) — способность стремиться к достижению цели ради факта ее достижения.
  • Эмпатия (Empathy) — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.
  • Социальные навыки (Relationship Management) — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.

Тест состоит из 25 вопросов, по пять на каждый фактор.

Спойлер

Внезапно, выяснилось, что мы забыли добавить один вопрос, поэтому результат для одного фактора будет отличаться.

Тест на профессию

Этот тест разработан Е. А. Климовым. В основе этого теста лежит разделение типов личностей на 5 психотипов, которые соответствуют роду деятельность. В принципе, этот тест пытается сделать ровно то, что хочу и я. Думаю, у некоторых читателей возник вопрос: зачем изобретать велосипед, когда есть этот тест? Вот как раз, одна из целей этого исследования, выяснить, будет ли этот тест точнее получившегося классификатора. Кроме того, один из минусов теста, является то, что в нем можно набрать равное количество баллов в нескольких психотипах, что, конечно, лучше, чем ничего, но хотелось бы однозначности. Классификатор же, как раз будет выдавать только одну наиболее вероятную подходящую область или можно посмотреть и весь список, ранжированный по вероятностям.

Мы будем использовать психотипы из теста, как целевую метку для классификатора, вот их список с примерами профессий.

  • Человек-природа — микробиолог, геолог, овощевод, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, лесовод.
  • Человек-техника — газосварщик, монтажник, токарь, инженер, конструктор, слесарь, водитель, механик, машинист, технолог.
  • Человек-знаковая система — переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник, аналитик.
  • Человек-искусство — журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, актер.
  • Человек-человек — врач, медсестра, официант, юрист, следователь, агент по рекламе, экспедитор, инспектор ГИБДД.

Собранные ответы респондентов в графе про профессию, мы вручную распределили по этим категориям. Мы старались сделать без ошибок, но некоторые профессии далеко не очевидно куда относить, как например, военный. Были также, ответы, в которых также было написано IT. Но IT большое, поэтому такие ответы отмечались, как неизвестные. Так что про чистоту целевой переменной еще можно спорить.

Тест состоит из 30 вопросов по 6 вопросов на каждую область.

Постановка задачи и EDA

Итак, теперь стоит окончательно сформулировать задачу полностью. Давайте посмотрим на наши данные. Мы начнем с распределений возраста, пола, целевой переменной и времени занятости.

Видим, что максимум распределения приходится на возраст 20-25 лет, что соответствует людям, которые только встают на свой профессиональный путь. Удивительно много оказалось людей, которым около 30 лет. Видим, также, что подавляющее большинство опрошенных — это мужчины. В малых количествах присутствуют шутники. По времени занятости, видно, что большинство работает на своей работе не менее года, однако другие варианты тоже не отстают. Картина, в целом, соответствует возрасту опрошенных. Кстати, для чего мы спрашивали это? Мы сделали предположение по чисто субъективному опыту, что за время не менее года, любая эйфория от принятия на работу должна пройти (или наоборот — человек может понять, что не так уж и плохо он устроился) и человек сможет твердо сказать нравится ли ему профессия или нет. Что касается целевой переменной, то мы ее закодировали для более удобного использования. Код такой

1 — Человек-природа

2 — Человек-техника

3 — Человек-знаковая система

4 — Человек-худ. образ

5 — Человек-человек

6 — Невозможно определить профессию

Как можно видеть, в данных сильный дисбаланс в сторону техников и знаковиков (так мы будем называть людей в профессиях Человек-Знаковая система), и почти отсутствуют представители профессий, связанных с природой. Мы решили разрабатывать классификатор только для техников и знаковиков, в силу хоть какой-то представительности и не такого резкого дисбаланса.

Классификатор будет бинарным: будет классифицировать принадлежность человека к знаковикам или техникам.

Спойлер

Конечно, в реальности, этот классификатор работать не будет, потому что у нас есть еще три варианта, как минимум. Тестировать мы будем на отложенной выборке из людей техников и знаковиков.

Несколько слов по поводу теста на профессии. Как мы отмечали выше, он может дать несколько психотипов в результате, что очень здорово усложняет и его интерпретацию для нас. Мы сделали три варианта подсчета результатов:

  • Жесткий вариант — считает только те, где есть только один максимальный прототип. Если несколько, то помечается ошибочным. Т.е. на стадии подсчета результатов, эта пометка будет влиять на результат, как неправильный. Это важный момент.
  • Мягкий вариант — считает только те, где есть только несколько прототипов. Если один, то помечается ошибочным.
  • Совместный вариант — считает предыдущие два без каких-либо пометок.

Мы для простоты возьмем только жесткий вариант. Честно, мы не стали долго думать, как можно интерпретировать результаты мягкого или совместного варианта — кажется просто некорректным сравнивать результат классификатора, который максимально вероятный и она такой один, с мягким результатом теста, который, получается, дает равновероятную оценку для нескольких психотипов.

В итоге, вот два вопроса, на которые мы постараемся ответить:

  • На сколько точно жесткие результаты теста на профессию совпадают с текущей профессией, при условии, что текущая профессия нравится (для знаковиков и техников).
  • На сколько точно результаты классификатора совпадают с текущей профессией, при условии, что текущая профессия (техника или знаковика) нравится.

Давайте посмотрим на еще кое-какие интересные моменты. Взглянем на круговую диаграмму столбца об опыте предыдущей работы и “Если вам не нравится Ваша профессия, то кем бы Вы хотели работать?”

Ожидаемо, что для больше чем половины респондентов не имели другого опыта, в виду того, что основную массу опрошенных составляют люди в возрасте 20-25 лет. Интересно, что почти половина, респондентов ответила, что им нравится их текущая профессия, почти треть ответила, что не хотели бы работать и лишь только 15 процентов не знают, кем бы они хотели работать.

Стоит отменить, что те, кто не хотят работать — очень интересны. Главная гипотеза, которую мы выдвигаем, что человек просто не на своем месте. Конечно, может он просто устал. Есть даже такие, кто отметили, что им нравится профессия, но они предпочли бы не работать.

Также, количество респондентов, которым нравится текущее место и которые не работали раньше: 83, а количество респондентов, которым нравится текущее место, но которые работали раньше: 41. Всего респондентов, которые ответили, что им нравится текущее место работы — 124. Получается, что большинство опрошенных выбрали любимую (или полюбившуюся, или они думают, что любят) профессию с первого раза. Вопрос, который стоит поставить, будет ли так всегда.

Мы посчитали все тоже самое, но с окнами в 20-25 лет и больше 25. Получилось, вот что

Т.е. после 25 лет, больше человек сменили профессию.

Еще интересно, что количество людей, которые не хотят работать до 25 равно 22, а вот после уже 32.

Давайте попробуем сформулировать типичную картину респондентов с Двача: молодые люди в возрасте от 20 до 25 лет, которые только ступили на профессиональный путь и каждому второму нравится его профессия, при этом вероятно, что он сразу попал на такое место. При этом, это скорее всего либо программист(знак), либо системный администратор(техник).

И еще некоторые мысли:

  • Датасет представляет из себя профиль для мужчин.
  • Удивительно мало людей, которые не знают вообще, чем они хотят стать. Скорее всего, это просто выходит за рамки данной аудитории и будет актуально для тех, кому меньше двадцати. Можно считать успехом, что почти половина опрошенных, это люди, которым нравится их профессия — наша изначальная цель.
  • Есть гипотеза о том, что люди, которые ответили, что они вообще не хотели бы работать, находятся просто не на своем месте, хотя встречаются люди, которые ответили, что им нравится их профессия в начале опроса, а под конец ответили, что хотели бы не работать.
  • Как изменяется отношение к профессии с течением времени. Это очень сложный вопрос, который выходит за рамки данной статьи. Здесь можно отметить существование, например, выгорания у программистов. Что происходит в голове в этот момент? Кардинально изменяется структура психотипа?

Давайте теперь взглянем на распределения тестов:

В описании к Большой пятерки было сказано, что факторы стремятся к нормальному распределению. По виду, они почти все колоколообразные, так же, как у распределений эмоционального интеллекта. Возможно, при большем количестве данных, они действительно будут походить на нормальное. Распределение фактора relationship_management так резко отличается скорее всего потому, что мы пропустили один вопрос по этому фактору. Интересно, что мы наблюдаем довольно большое смещение у распределения Opennes to Expirience. Причудливые распределения мы наблюдаем в распределениях профессий. Возможно, какие-то из них, это смеси распределений, что может говорить о невыделенных случайных переменных, что дает простор для дальнейшего исследования подобных тестов.

Теперь давайте посмотрим на корреляцию факторов внутри каждого теста:

В тесте эмоционального теста видим заметную корреляцию между факторами. Особенно хочется отметить между мотивацией (motivation) и осознанностью (self_awareness) и между мотивацией и саморегулированием (self_managemnt), что в принципе имеет объяснение, особенно второе: человек, который дисциплинирован, может добиться поставленной цели. Другой пример эмпатии (empathy) и осознанности можно объяснить тем, что для осознания себя, ты должен как бы посмотреть на себя со стороны, и вот когда ты смотришь на себя со стороны, включается эмпатия.

В Википедии со ссылками на статьи сказано, что факторы Большой пятерки хоть и не ортогональны, но в среднем, равны 0,26, а по отдельным шкалам, не больше 0,36. Тест проводился на студентах Беркли в количестве 826 человек. У нас же получилось, в среднем, корреляция равна 0,44, а максимум 0,63 между доброжелательностью и экстраверсией. Это можно попытаться объяснить тем, что раз человек получает энергию от внешних источников, людей, то ему нужно быть и более легким, и комфортным в общении с другими людьми.

Также, можно по изучать тепловую карту между всеми результатами трех тестов

Сразу бросается в глаза, что для профессий, связанных с человеком, мы имеем очень заметную корреляцию для всех факторов эмоционального интеллекта, а также экстраверсии и доброжелательности из теста большой пятерки. Для наших двух профессий корреляция идет для фактора открытости к новому, больше для знаковиков. Невротизм (Neurotism) имеет также заметную корреляцию с факторами EQ-теста, особенно для самоуправления.

Теперь давайте подойдем ближе к данным, на которых будем строить классификатор. Ещё раз напомним, что мы брали только техников (значение ноль) и знаковиков (значение один). Давайте посмотрим на парные графики. Это даст нам оценку распределений в зависимости от целевой переменной, а также мы сможем наглядно изучить паттерны в признакам.

Парные графики для EQ-теста относительно целевой переменной

Парные графики для теста Большой пятерки относительно целевой переменной

Парные графики для теста профеесий относительно целевой переменной

Как бы я ни старался, но лично я не вижу никаких особых паттернов, в частности, какой-либо приметной линейной разделимости. Кроме этого, видим, что условные распределения очень плотно пересекаются. Чтобы разнообразить наши данные, в одном из сценариев мы построим полиномиальные признаки второй степени, отфильтруем их по корреляции к целевой переменной и обучим классификатор.

Построение классификаторов

В качестве моделей были выбраны логистическая регрессия, как базовая и RandomForest, поскольку он использует бэггинг, что может помочь в условиях маленького набора данных, и хорошо подходит для смешанных типов данных.

Всего 4 сценария построения. В первом мы просто взяли результаты трех текстов (всего 15 признаков). Во втором, мы взяли полиномиальные признаки от результатов теста, отфильтровав их. В третьем, мы к результатам теста подключили ответы на вопросы на все тесты. В заключительном, четвертом, мы взяли полиномиальные признаки от тестов и вопросов. Ниже представлена таблица сравнения сценариев и классификаторов. В качестве результатов представлена матрица ошибок и точность классификатор со стандартным отклонением, которая была получена с помощью CrossValidation на всей выборке по 3 фолда.

Видно, что все классификаторы имеют тенденцию хорошо различать знаковиков, но очень плохо техников. Возможно, это связано с корреляцией между ними, которая, в принципе, имеет место быть. Ну конечно, еще может быть связано с тем, что мы не тратили много времени на дебагинг и инженерию признаков. По результатам видно, что самым лучшим сценарием оказалось использование результатов теста, ответов на вопросы и их полиномиальную комбинацию. Мы отфильтровали все признаки, корреляция которых с целевой переменной меньше 0.3 и в результате осталось только 13 признаков. Давайте взглянем какие веса этим признакам присвоила линейная регрессия.

Вопросы были закодированы в формат Q# для более удобного просмотра датафреймов. Вот расшифровка вопросов, вошедших в признаки (в качестве шпаргалки, показано какие вопросы к какому):

EQ-test Q0 — Q23

big five test Q24 — Q73

prof test Q74 — Q103

Q3: Я могу точно описать, что я чувствую

Q7: Я чувствую себя несчастным

Q11: Моя карьера движется в правильном направлении

Q15: Мои коллеги необщительны

Q26: Я всегда готов к неожиданным ситуациям

Q27: Я не стрессоустойчивый

Q32: Я почти всегда спокоен

Q46: Я предпочитаю выполнять всю работу по дому сразу

Q52: Я легко расстраиваюсь

Q92: Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

Q92 вопрос из теста профессий, который отвечает за область знаковиков.

Сравнение классификатора и теста

Итак, для сравнения мы будем использовать четвертый сценарий линейной регрессией. Сравнение проводилось десять раз, и каждый раз менялся состав обучающей и тестовой выборки. Напомню, что результат теста брался жестко — допускались только те варианты, где было однозначно определен психотип. В результате получился вполне себе неплохой результат

Как мы можем видеть, использование классификаторов даже в самом простом варианте без особого инжиниринга признаков и дебага сильно обгоняет тест, где этот тест дает однозначные ответы. Конечно, мы не можем сказать, что будет, если использовать все психотипы профессий сразу, но результатом этой работы и было выяснить стоит ли игра свеч. Теперь можно попробовать поиграться с оставшимися психотипами в датасете или улучшить рассмотренные классификаторы для лучшего разделения знаковиков и техников.

Мы также не рассмотрели множество интересных вещей, которые еще можно выжать из датасета, например, мы не касались ощущений людей, которые назвали профессию, которая была бы им по душе. Другой пример, мы не трогали отрицательные примеры, т.е. примеры, в которых люди ответили, что им не нравится их профессия. Также, ради интереса, можно попробовать использовать в качестве результатов теста все варианты и смотреть по вхождению данного психотипа в результат теста.

С точки зрения психометрии, будет интересно изучить взаимосвязи между тестами, интерпретация полиномиальных признаков, а также присвоенные веса моделями. Выяснить, почему распределения теста на профессию не унимодальны.

Кроме того, в вопросе выбора профессий можно много чего изучить и проверить:

  • как показатели тестов могут меняться с возрастом. Предполагается, что эти тесты нужны в 16-18 лет, но что если показатели со временем будут изменяться? Один из авторов данной статьи имеет результаты опросника 16PF за 17 и 20 лет — результат отличается значительно, хотя склонность к исследовательской деятельности никуда не девалась
  • Как уже было отмечено, что происходит при выгорании. У нас есть гипотеза, что человек вероятнее будет менять профессию в одном домене, т.е. его психотип останется. Но если он меняется, то это еще интереснее.
  • Мы взяли пять психотипов, как целевые переменные, потому что у нас было мало данных, на самом деле, профессии в каждой области можно поделить еще на три составляющих, что может дать более четкий ответ на вопрос о выборе профессии, но он требует гораздо больше данных.
  • Мы не просили респондентов проходить тесты на IQ и на память, которые могут дать еще больше интересной информации.

Мы призываем всех заинтересованных психологов подключиться к этим исследованиям. Нам было сложно собрать даже эти 260 человек и то, выборка характеризует исключительно посетителя Двача. Для того, чтобы хотя бы завершить этот простой классификатор, нужно гораздо больше данных, особенно для других профессий и у нас просто нет ресурсов для сбора этих данных. Также, мы призываем датасаентистов достать все, что можно из нашего скромного датасета.

Материалы, включая, описания тестов, ноутбук и данные доступны на гитхабе. Если вы запутаетесь в этом не очень чистом коде, пожалуйста, напишите в issues.

Спасибо моему другу, Попову Фёдору, студенту МАИ, за помощь в организации теста и обсуждениях на протяжении исследования.

P.S. Мы просим прощения у людей, которые ждали результаты тестов, но так им их и не предоставили. Нам правда очень стыдно.

Прислушайся к себе, и ты поймешь, кем хочешь быть

9 июня 2020 |

Выбор профессии был, будет и до сих пор остается актуальной проблемой. Многие подростки не могут принять самостоятельного решения кем стать. Ситуация осложняется давлением родителей, которые заставляют своих детей заниматься тем, чем те не хотят. Это влияет на психику ребенка, он становится неуверенным в себе и, как правило, бросает учебу. Бывают случаи, когда школьник сам не понимает, к чему именно у него лежит душа. Это так же провоцирует неуверенность в себе и своих действиях, скорее всего, такой человек не слышит собственного «я».

Так что же делать? Есть ли решение данной проблемы? Конечно, иначе и быть не может. Как же правильно выбрать профессию и не ошибиться? Во-первых, перестаньте бояться проступков. Ошибки будут присутствовать всегда, на протяжении всей жизни. Они просто необходимы, ведь только так мы учимся делать что-то правильно.  Во-вторых, профессию стоит выбирать, исходя из своих возможностей. Не думаем, что человек, который силен в математике, будет учиться на повара. В-третьих, профессия должна быть интересна тебе самому. Например, человеку, увлекающемуся животными и их анатомией, не стоит связывать свою жизнь с физикой. И в-четвертых, твоя специальность должна быть востребована. Ты можешь быть специалистом в той области, в которой сейчас общество не нуждается. Также необходимо изучить профессию, понять, хочешь ли ты посвятить этому всю свою жизнь.

Мы решили провести небольшой опрос среди тех, кому предстоит сделать этот выбор. Среди них ученики 10-11 классов, которые с удовольствием с нами поболтали:

 Юлия, 17 лет.

Еще в детстве я поняла, что люблю рисовать. Мне нравилось переносить на бумагу красоты природы, изображать героев прочитанных мною книг. В девять лет я была твердо уверена, что в будущем буду знаменитой художницей, которая живет в Париже и пьет кофе с круассанами на завтрак. В двенадцать мы с семьей переехали в новый дом и мне нужно было показать родителям, как именно я хочу обустроить свою комнату. В моей голове было много разных идей, из-за чего я не могла сказать чего-то конкретного, поэтому я решила это «что-то» нарисовать.  Погрузившись с головой в процесс, я потратила на все два с половиной часа. Рисунок получился отлично. Родители были в восторге от цветовой гамы, от того, на сколько практично была расставлена мебель. В тот момент, я поняла, что проектирование и дизайн интерьера – это именно то, чем я хочу заниматься в будущем.

Егор, 16 лет.

После 11 класса я планирую поступить в военное училище: отучиться на офицера, потом пойти в армию. Почему я вижу свое будущее именно таким? Во-первых, я всегда хотел защищать свою Родину, мне кажется, каждый гражданин обязан это делать. Во-вторых, армия дает возможность хорошего заработка, множество льгот, что так же не маловажно для меня.

Валерия, 17 лет.

Однажды мама принесла домой книгу. В ней не было картинок, она не привлекала яркой обложкой, но я все же решила ее прочитать и не пожалела. Эта книга была о взаимоотношениях людей. С тех пор, я увлекаюсь психологией и в дальнейшем хочу связать свою жизнь именно с этим делом: помогать людям разбираться в своих проблемах, изучать их поведение в обществе и наедине с собой.

Екатерина, 17 лет.

Очень долгое время я не могла понять, кем хочу стать. Просмотрев огромное количество профессий, начиная от фотографа и заканчивая учителем, я осознала, что единственная вещь, которая меня и правда привлекает – изучение языков. Мне нравится учить новые слова, общаться с носителями и читать статьи на иностранном языке. именно поэтому я решила стать переводчиком и взаимодействовать с разными языками еще больше.

Алексей, 16 лет.

Свой выбор я сделал еще в 8 классе. Из-за того, что я заранее знал, кем хочу стать, я усиленно изучал физику и информатику весь 9 класс, чтобы в будущем стать инженером. Эта профессия требует знания не только свойств материалов, законов физики, но и воображения. Для меня немаловажен карьерный рост, высокая зарплата, но и то, что данная профессия мне по-настоящему интересна и я готов посвятить этому все свое время.

Выбрать профессию не так просто, но и неразрешимой задачей это назвать нельзя. В любом деле есть свои сложности и этот случай не исключение. Но при правильном подходе, четком понимании своих желаний и возможностей, выбрать специальность не составляет труда. В любом случае, верь в себя и свои силы, и ты сможешь одолеть все жизненные трудности.

Ирина Иванова и Татьяна Кузьмина, учащиеся школы №1.

 

Просмотров: 155

Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

  • Подарочные сертификаты
    на профориентацию, тренинги

    и другие услуги Центра

    Успеть купить

  • Профориентация для любого возраста
    с гарантией качества от лидера рынка

    Записаться

  • Профориентация 360°
    17 — 18 декабря
    профтестирование + тренинг для подростков

    Успеть купить!

ico

Направления и события

ico

СТАТЬИ И НОВОСТИ


  • С 1 до 31 декабря приходите на профориентацию с друзьями и получите скидки до 25%! Скидка возможна только при записи от двух человек и распространяется на каждого участника акции!


  • Некоторые люди уверены, что работа бухгалтера заключается в умении сводить дебет с кредитом. Однако эта профессия требует от сотрудника внимания, сосредоточенности и ответственности.


  • Как понять какая профессия доставит удовольствие и финансовое благополучие ребенку в будущем? Для этого нужно …


  • Приглашаем старшеклассников провести каникулы вместе с нами! За 5 дней вы познакомитесь с самыми востребованными профессиями из разных сфер. Курировать вас будут самые вдохновляющие специалисты ведущих компаний.


  • Приглашаем подростков на комплексную программу профессионального самоопределения! 17 — 18 декабря в ЦТР «Гуманитарные технологии» состоится программа Профориентация 360°. Это тренинг для подростков, которые стоят на старте выбора профессии.


  • 24 ноября прошла онлайн-встреча Клуба профориентации PROekt PRO и кафедры организационного проектирования систем управления ИГСУ РАНХиГС.


  • Современные профессии на рынке труда для мальчиков и девушек, которые будут востребованы в ближайшие 10-15 лет.


  • Жизнь сегодня буквально пронизана фотографиями – качественные снимки нужны для СМИ, блогеров, модельных и рекламных агентств, журнальных изданий. Поэтому профессия фотографа не только не теряет своей актуальности, но становится еще более востребованной.

  • Все статьи
  • Все новости